В ближайшие два месяца ставка увеличится еще на 10-15%
Рост числа полувагонов на сети «РЖД» (с 605 тыс. в январе до 616 тыс. на 1 ноября 2023 года) приводит к замедлению перевозок и способствует увеличению ставок аренды на эти вагоны, говорится в исследовании консалтинговой компании Neft Research.
По информации ОАО «РЖД», за 10 месяцев текущего года количество полувагонов на сети выросло почти на 13 тысяч, до 619 тысяч единиц, темпы поступления нового парка опережают выбытие старого оборудования. В общей сложности парк вагонов всех типов вырос более чем на 37 тыс. единиц, до 1,3 млн, что является историческим максимумом. При этом угольщики «постоянно сетуют» на дефицит полувагонов, следовательно, возрастает стоимость пользования ими, отмечают аналитики Neft Research. Согласно данным Объединения производителей железнодорожной техники, в период с января по октябрь российские вагоностроители выпустили почти 16 тыс. новых полувагонов, что на 1,7 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Прогноз Института проблем естественных монополий свидетельствует, по итогам года будет выпущено 62 тыс. всех типов грузовых вагонов, хотя в первом квартале аналитики ожидали объем производства на уровне 48 тыс. единиц.
В прошлом году объем выпуска грузовых вагонов в России снизился на 20,5%, до 50,3 тыс. единиц. Причина в дефиците кассетных подшипников, основными поставщиками которых были шведская SKF (около 30-40% всех поставок) и американские Тimken и Amsted Rail, чьи филиалы работали на базе вагоностроительных предприятий в Твери, Тихвине и Саратове. После ухода Timken, работа Тихвинского вагоностроительного завода приостановилась на несколько месяцев.
В конце октября в Объединения вагоностроителей (ОВС; в него входят в том числе крупнейшие вагоностроительные заводы «Уралвагонзавод», Тихвинский вагоностроительный завод и «РМ Рейл») оповестили, что с июля этого года импорт кассетных подшипников в Россию «резко сократился». За девять месяцев на российский рынок поставили почти 316 тысяч подшипников, из них 18% – импортных. В первом полугодии доля импортных комплектующих насчитывала 27%.
– Грузоотправители ждут свободных полувагонов для отправки очередной партии, а их нет, так как они застряли по пути к покупателю или обратно. Из-за встречного потока порожних полувагонов снижается пропускная способность (количество пар поездов на одной железнодорожной ветке в сутки) РЖД, – полагает руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов.
Оборот грузовых вагонов находится на уровне 18,3 суток, за последние пять лет он замедлился на 20%. Такую динамику монополист объясняет увеличением средней дальности перевозок и простоями, в том числе при нахождении вагонов в ожидании погрузки, непосредственно под погрузкой и в ожидании выгрузки.
Рост численности вагонов «мешает» быстрому движению поездов, порожние полувагоны занимают пути. В 2023 году совокупная добыча угля в России составит 440 млн тонн, на экспорт уйдет около половины этого объема – 220–221 млн тонн, что сопоставимо с уровнем прошлого года, фиксирует Котов. Решение проблемы высокого оборота вагонов можно ожидать только с развитием инфраструктуры на основных лимитированных направлениях, считают аналитики Информационного центра операторов (ИЦО).
– «РЖД» в этом году прикладывают максимум усилий для реализации своей инвестпрограммы, особенно на Восточном полигоне. К сожалению, это имеет и негативный эффект – большое количество ремонтных окон сокращает вывоз в моменте. Что видно на примере того же угля, – отчиталась пресс-служба агентства.
Строительные работы в декабре должны сократиться до минимума, что позволит нарастить перевозки угля. По прогнозу ИЦО, по итогам года удастся достичь повышения уровня перевозки топлива относительно уровня 2022-го, однако оно будет минимальным и едва ли превысит 1%.
По мнению экспертов ИЦО, при нынешнем высоком обороте вагона общий профицит оборудования «минимален или отсутствует».
– При возникновении минимального локального увеличения спроса избыток тут же превращается в дефицит. Отсюда и жалобы на нехватку вагонов. Когда грузоотправители хотят погрузить больше, вагонов для этого нет, – передает представитель агентства.
Повышенный спрос на полувагоны со стороны угольщиков подталкивает операторов поднимать на них ставки аренды. Как отмечают в ИЦО, сейчас ставка на типовые и инновационные (с повышенной грузоподъемностью) полувагоны варьируется от ₽2,3 тысяч до 3 тысяч. Аналитики Neft Research приводят похожие показатели: ставка на типовой полувагон в ноябре составила ₽2,7 тысяч, на инновационный – ₽3 тысячи.
При наличии локальных дефицитов и высокой стоимости новых вагонов ставки на полувагоны будут продолжать постепенно увеличиваться – в декабре-январе рост составит 10-15% к нынешнему уровню, прогнозируют в ИЦО.
Элина Кулиева, директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА», считает, что серьезного снижения ставок аренды на полувагоны в долгосрочной перспективе не предвидится из-за восстановления спроса на уголь и его переориентации с европейского на дальневосточное направление, а также дальнейшего роста курса доллара. Однако эксперт допускает «незначительные коррекции».
– Ставки будут «подогреваться» лизинговыми компаниями. А ими прежде всего движет ставка рефинансирования и дальнейшее удорожание приобретения и аренды полувагонов для операторов, – добавляет она.
- Ситуация может отличаться в зависимости от направления, условий и сроков возвращения вагонов, эффективности их использования. Ставки долгосрочных контрактов будут меньше затронуты этими факторами, – резюмирует генеральный директор LogiX Андрей Павлович.
Напомним, стоимость типового полувагона в 2023 году составляет ₽4,5-6,5 млн, инновационного – ₽6,2-7,5 млн.
Источник:https://logirus.ru/news/transport/stavki_frakhta_rastut_vsled_za_kolichestvom_poluvagonov_na_seti.html