Дальневосточные гавани едва справляются с приемом контейнерных судов. Порты Приморья вынужденно сократили количество квот, сухогрузы неделями стоят на рейде в ожидании своей очереди.
Самый короткий путь
Основная морская линия, связывающая Китай с Европой, пролегает через Суэцкий канал. Доставка этим путем крупнотоннажных грузов была экономически наиболее оправданной еще год назад. Но после мартовской пробки, когда контейнеровоз Ever Given почти на неделю заблокировал проход, стоимость перевозки на евро-азиатском направлении резко возросла.
По данным аналитиков Clarkson Research Services, заработки морских перевозчиков достигли максимума за 13 лет. Доставка 40-футового контейнера из Китая в Европу в августе стоила $14,3 тысяч, что впятеро больше прошлогоднего уровня.
Таким образом, перевозка грузов из КНР через Владивосток и Находку и далее по Транссибу оказалась значительно дешевле, чем морем через Египет в Санкт-Петербург. Сейчас разница в цене превышает 30 %. Из-за этого к отдельным небольшим причалам Приморья суда не могут подойти по 2-3 недели. Но даже с учетом таких задержек выгода все еще очевидна.
Как отмечал первый замглавы Находкинской таможни Юрий Кишинский, срок доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу через Транссиб, Черное море и Восточное Средиземноморье занимает 25–30 суток. Это даже с учетом железнодорожного пути от порта Восточный до Новороссийска, который составляет 12 дней.
Коллапса пока нет…
Однако к резкому увеличению объема грузоперевозок приморские гавани оказались не готовы. Сейчас они еще справляются, но уже загружены по-максимуму. Впрочем, преувеличивать масштаб проблем и говорить о транспортном коллапсе пока не следует.
Источник: https://fedpress.ru/