ФАС направила жесткие предписания ведущим игрокам рынка перевалки грузов
В конце марта – начале апреля 2017 года ФАС (Федеральная антимонопольная служба) предприняла беспрецедентные меры для пополнения государственного бюджета за счет ряда портовых компаний. Были направлены предписания крупнейшим игрокам рынка морских грузоперевозок. Это ООО «ВСК» (Восточная стивидорная компания»), АО «ПКТ» («Первая контейнерная компания»), ПАО «НМТП» («Новороссийский морской торговый порт») и АО «Петролеспорт». В предписаниях ФАС предъявил ряд претензий, касающихся нарушений антимонопольного законодательства. Ведомство потребовало устранить эти нарушения и перечислить в государственный бюджет доходы компаний, которые были получены путем злоупотреблений доминирующим положением на рынке.
Например, с НМТП ФАС требует 9,74 миллиарда рублей в госбюджет, с ПКТ - 4,17 миллиардов, «Петролеспорт» должен перечислить государству 1,27 миллиардов, а ВСК - 1,6 миллиардов. Для оплаты этих денег компаниям отводится 180 календарных дней с момента получения ими предписания.
Кроме финансовых аспектов, ФАС в своих предписаниях выдвигает ряд требований, касающихся устранения ряда выявленных нарушений.
Так НМТП предписывается отменить завышенные, по мнению ФАС, цены на услуги. Кроме того, компания должна перевести в рубли услуги по перевалке контейнеров, руды, цветных и черных металлов, нефтепродуктов и нефти, удобрений всех видов. Антимонопольное ведомство настаивает на установлении рублевых цен на перевалку грузов на уровне цен, действовавших по состоянию на 30 июня 2014 года. При этом остается возможность индексации цен, согласно их потребительского роста и официальных прогнозов социально-экономического развития России.
Компаниям «Петролеспорт», ВСК и ПКТ ФАС предписывает также перейти на рублевый эквивалент расчетов и устанавливать экономически обоснованные цены перевалки контейнеров, согласно их типу.
Кроме того, всем компании будут обязаны информировать за собственный счет своих контрагентов об изменениях цен перевалки грузов. Если тарифы на контейнерные перевозки будут расти, то кроме партнеров будет необходимо информировать и ФАС за 45 дней до предполагаемого повышения.
Кроме перечисленных мер, все компании-стивидоры будут обязаны публиковать информацию об изменениях тарифов на своих корпоративных сайтах. Все это нужно будет сделать не позднее 30 дней с момента получения предписания.
В ближайшее время ФАС вместе с Министерством финансов РФ и Росимуществом также должны рассмотреть вопрос об обоснованности низких цен на аренду портовой инфраструктуры в вышеуказанных компаниях.