Правительство включило Большой порт Санкт-Петербург, а также порты Восточный в Находке и Владивосток в перечень пунктов пропуска для транзита санкционных товаров, которые запрещены для ввоза в Россию. О начале таких перевозок с 6 сентября объявил российский оператор пломбирования «Центр развития цифровых платформ», входящий в «РТ-инвест транспортные системы».
Летом 2014 года Россия запретила импорт рыбы, молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, Евросоюза, США, Канады и Австралии. Транзит таких товаров был позже разрешён, сообщают «Ведомости».
По словам директора департамента управления проектами Центра развития цифровых платформ Артёма Попова, через Россию с начала года осуществлено 11 742 транзитных рейса с санкционными товарами. 77% перевозок пришлось на продукты питания: фрукты и орехи (21,7%), мясо и субпродукты (17,7%), зерновые (10,7%) и молочная продукция (9,8%). По словам Попова, основные отправители санкционных товаров – Украина, Польша и Литва.
Общий транзит товаров между Европой и Азией через Россию оценивается в 960 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Запуск транзита санкционки с электронными пломбами увеличит его на 8,5%, или на 82 000 TEU в год. Открытие портов добавит к общему объёму транзитных перевозок ещё более 10 000 TEU с перспективой ежегодного роста. Объём перевозок по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляет около 22 млн TEU в год, и часть этих грузов пойдёт через российские порты. Общий объём перевалки грузов в трёх портах, указанных в постановлении правительства, составляет более 150 млн тонн в год.
«Длительность обходного морского маршрута составляет от 30 до 46 дней. Транзит через Россию сокращает срок доставки в среднем до 14 дней при той же стоимости, что и перевозка морем», – пояснил Артём Попов.
Как рассказал член совета Ассоциации организаций продуктового сектора Антон Востриков, прежнее разрешение возить санкционку через железнодорожные станции приводило к развитию портов Прибалтики, а не России. Также, по его мнению, развитие перевозок через порты позволит получить полный контроль в транзите этих грузов и перевести их полностью на территорию РФ.
Артём Попов рассказал, что использование транспортной сети РФ по сравнению с обходными сухопутными маршрутами уменьшает затраты перевозчика на 25-30%. Экономию даёт и сокращение сроков поставки товаров на 2,5-4 суток, количества пересечений границы (два через Россию, пять-семь на обходных маршрутах) и сопутствующих расходов на топливо, зарплаты, амортизацию, оформление и перевод транспортной документации. Маршрут через Россию позволяет экономить до 5000 долларов с каждого рейса.
Есть потенциал в увеличении транзита в рефрижераторных контейнерах в Китай через порты Дальнего Востока в условиях закрытия границ со стороны КНР.
При этом есть определённые риски того, что санкционные товары могут попадать на рынок России, хотя это и так происходит – посредством реэкспорта. Например, когда поставки яблок из Польши оказались под запретом, в 2015-2016 годах на прилавки поступил ровно тот же объём, что и годом ранее, но только через Белоруссию, Молдавию и Сербию. Аналогичная история была с морепродуктами и колбасными изделиями.
Источник: VL.RU